Анализ организационной структуры


Организационная структура предприятия помогает распределить ответственность и полномочия между сотрудниками организации, поэтому так важно иметь оптимально сформированную структуру при моделировании бизнес-процессов. Анализ организационной структуры на соответствие выполняемым функциям в бизнес-процессах является необходимым этапом при построении комплексной процессной модели предприятия.

Оргструктура изображается, как правило, в виде графической схемы, отображающей иерархическую подчиненность персонала. Когда мы строим организационную структуру в программе Fox Manager, то формирование дерева происходит по принципу административной подчиненности персонала, функциональная подчиненность формируется при моделировании бизнес-процессов организации.

Анализ оргструктуры
Нажмите, чтобы увеличить изображение

Несмотря на то, что не существует универсального варианта «правильной» оргструктуры, которая бы идеально подошла для любого предприятия, при разработке наших программных продуктов мы предусмотрели несколько универсальных критериев для анализа организационной структуры. Некоторые из них мы рассмотрим ниже:

Уровни организационной структуры

Уровнем в организационной структуре принято называть количество промежуточных должностей от исполнителя до руководителя организации. Чем больше сотрудников работает на предприятии, тем больше уровней в организационной структуре, однако при этом стоит стремиться к общей однородности организационной структуры, т.е. не допускать наличия отдельных «веток» в которых количество уровней управления значительно отличается от общего уровня организационной структуры.

Уровни в организационной структуре

Естественно, не следует стремиться к построению идеальной пирамидки, как на рисунке, однако большая разнородность уровней управления в различных подразделениях, как правило, указывает на ошибки при проектировании такой организационной структуры.

Административное подчинение

В ходе выполнения своей работы, каждый сотрудник может взаимодействовать с большим количеством работников предприятия, однако существуют разумные пределы на количество персонала, которым руководитель может эффективно управлять. Обычно в зависимости от опыта руководителя и специфики предприятия количество подчиненного персонала на одного руководителя должно варьироваться в пределах 5-9 человек.

«Лишние» руководителя и замы

Условно всех сотрудников предприятия можно разделить на два типа: производственный персонал, который выполняет исполнительные функции и руководящий персонал, который выполняет аналитические и контрольные функции, а также занимается стратегическим планированием. Очень часто на предприятии в организационную структуру вводятся дополнительные руководящие должности, но при этом им не выделяются необходимые полномочия и подчиненные сотрудники, которыми бы они могли управлять. В итоге, получается, что функции нескольких руководящих должностей пересекаются, то есть фактически один руководитель контролирует другого, что в условиях высокой конкуренции на рынке считается недопустимым расточительство.

Лишняя должность

В этом случае, рекомендуется сократить ненужную руководящую должность или закрепить за ней свою персональную зону ответственности.

Соотношение производственного и руководящего персонала

Чуть выше мы ввели условное разделение персонала на две категории и описали типовые функции, которые должны выполнять эти должности. Ко всему вышесказанному хочется добавить, что расходы на содержание руководящей должности значительно превышают содержание производственной должности, хотя бы из-за разницы в уровне оплаты специалистов. Поэтому, особенно в условиях кризиса рекомендуется свести к достаточному минимуму наличие руководящих должностей на предприятии.

Соотношение должностей

При помощи программы Fox Manage ФМ, Вы сможете рассчитать процентное соотношение персонала на вашем предприятии. Рекомендуется поддерживать долю руководящего персонала в пределах 15-30% от общего количества сотрудников на предприятии.

Анализ выполняемых функций

Выше мы привели лишь базовые критерии для анализа организационной структуры предприятия. В действительности же, при применении современных инструментов для бизнес-моделирования, таких, как Fox Manager, есть возможность проведения более детального анализа на соответствие выполняемых функций и занимаемой должности.

Анализ организационной структуры

Также, построив бизнес-процессы и распределив ответственность за выполняемые функции, Вы сможете подсчитать загрузку для каждой должности или рассчитать трудовые затраты на выполнение бизнес-процессов.

Copyright © 2007-2017 Fox Manager. Все права защищены