Бизнес-моделирование собственными силами


Деятельность по построению бизнес-модели предприятия всегда считалась довольно трудоёмким занятием, требующим особой квалификации и навыков. Проекты по построению процессных моделей с привлечением сторонних консультантов и использованием специализированных программных средств часто оценивались сотнями тысяч долларов США, а время на внедрение готового решения могло достигать нескольких лет. Естественно подобные предложения на рынке способны отпугнуть малый и средний бизнес, несмотря на имеющиеся потребности и желания оптимизировать существующий подход к управлению компанией.

Делаем всё сами

Возникает резонный вопрос: может ли среднестатистическое предприятие построить процессную модель своей деятельности самостоятельно? Краткий ответ: - Да, может, при соблюдении некоторых рекомендаций, которые мы рассмотрим чуть ниже.

Покупатели Fox Manager

Опросы показывают, что более половины покупателей Fox Manager осуществляют построение модели своего бизнеса самостоятельно, 18% проходят дополнительное обучение и около четверти пользуется услугами сторонних консультантов. Объяснить подобную статистику несложно: при разработке программы мы старались ориентироваться в первую очередь на простоту и удобство использования, программа не содержит малопонятных терминов и известных только узким специалистам аббревиатур. При этом мы не пошли на какие-то значительные упрощения, Fox Manager ФМ содержит все необходимые профессиональные инструменты для бизнес-моделирования, а также несколько своих уникальных наработок.

Часть 1. Планирование выполнения работ


1) Постановка целей бизнес-моделирования

Начать необходимо в первую очередь с целей и задач, которые планирует решить предприятие при помощи бизнес-моделирования. Подробнее о целях Вы можете прочитать в статье «Задачи, решаемые при помощи бизнес-моделирования».

2) Выбор инструмента для моделирования

Для построения процессной модели предприятия рационально использовать специализированные программные продукты, ведь при помощи них Вы сможете не только смоделировать все бизнес-процессы, но и сгенерировать должностные инструкции и другую регламентирующую документацию, а также оценить стоимость и время выполнения процессов. Выбирать программу для бизнес-моделирования стоит исходя из поставленных целей и задач, функциональных возможностей программы и личных предпочтений специалистов, которые в ней будут работать. В дальнейшем изложении материала, мы предполагаем, что Вы остановили выбор на системе Fox Manager.

3) Распределение ответственности за выполняемые работы

Основная часть работ при построении модели управления – это построение бизнес-процессов предприятия. Поскольку мы условились, что все работы будут выполняться лишь своими силами, без привлечения сторонних консультантов, то нам необходимо выделить специалистов, которые будут отвечать за построение процессов, а также координатора группы. Подробнее о распределении ответственности за работы читайте в статье «Построение процессной модели: сроки и ответственность»

4) Методики, регламенты, процедуры

«Соглашение о моделировании», «Методика управления изменениями», «Методика моделирования», «Процедура управления нормативно-методическими документами» - вот лишь небольшой перечень тех документов, которые, разрабатываются консультантами при проведении работ связанных с бизнес-моделированием. Все эти документы, как правило, основаны на одном и том же шаблоне, распечатываются, подписываются и …. пылятся где-нибудь на полке. В реальной жизни «Соглашение о моделировании» не нужно, ведь мы не используем ARIS, достаточно придерживаться выбранной нотации (в нашем случае, Basic FlowChart), методики, регламентирующие правила внесения изменений в модель легко могут быть заменены грамотным ранжированием доступа в самой программе.

Часть 2. Построение модели предприятия

Типичная бизнес-модель предприятия состоит из следующих элементов:

  • функций, объединенных в процессы;
  • должностей, объединенных в оргструктуру, которые отвечают за функции;
  • документов, которые регламентируют выполнение функций в процессах;
  • других вспомогательных элементов, участвующих в процессах, например, поставщиков, ресурсов и т.д.

Бизнес-модель

1) Подходы к построению бизнес-модели

Существует два самых популярных подхода к бизнес-моделированию на сегодняшний день: построение модели «как есть» и построение модели «как должно быть». В первом случае, вы описываете деятельность своего предприятия такой, какова она на текущий момент и лишь затем, анализируя недостатки существующей модели управления вносите соответствующие коррективы. Во втором случае, Вы игнорируете существующую модель управления и сразу описываете новую, оптимальную бизнес-модель. Подробнее о существующих подходах к построению процессной модели читайте в статье «Реинжиниринг или оптимизация: «как есть» или «как надо».

2) Построение организационной структуры

Вас учили начинать построение модели с целей или процессов? Не слушайте теоретиков, их подход справедлив лишь при проектировании структуры организации с нуля, в нашем же случае предприятие уже существует и функционирует, пускай и не оптимальным образом. Подробнее читайте в статье «С чего начать: процессы, оргструктура или документация».

Вы очень сильно упростите себе задачу, если начнете формирование модели с построения организационной структуры, ведь именно должности из оргструктуры отвечают за бизнес-процессы и выполняемые работы. Естественно, что в процессе моделирования и оптимизации Вы сможете вносить коррективы в существующую организационную структуру, приводя её в соответствие с выполняемыми работами и задачами. Подробнее читайте в статьях «Организационная структура в Fox Manager ФМ» и «Анализ организационной структуры предприятия»

3) Моделирование бизнес-процессов

Построение бизнес-процессов – самая трудоёмкая и ответственная работа в рамках построения бизнес-модели. Именно на основании построенных процессов программа будет формировать регламентирующие документы, и проводить анализ построенной системы управления. К сожалению, невозможно научиться строить процессы правильно с первого раза без соответствующего опыта. К счастью, программа Fox Manager ФМ уже содержит базу данных виртуального предприятия, а также множество шаблонов и перечней стандартно-выполняемых функций, которые могут быть легко адаптированы под Ваше предприятие. Изучайте руководство пользователя, используйте шаблоны, просмотрите демонстрационные ролики и Вам наверняка удастся освоить все премудрости бизнес-моделирования в кратчайшие сроки. Кроме того, Вы всегда можете пообщаться с экспертами на специализированных ресурсах или на нашем форуме. Подробнее о моделировании бизнес-процессов читайте в наших статьях «Бизнес процессы в программе Fox Manager ФМ» и «Распределение ответственности за бизнес-процессы и функции»

Последние штрихи

Построение модели – это лишь часть работы по внедрению процессного подхода к управлению, работа руководителя также заключается в том, чтобы организовать работу персонала по новым регламентам.

Не стоит переживать, если построенная модель оказалась недостаточно подробной или точной, ведь она должна систематически улучшаться в процессе эксплуатации. Воспользуйтесь встроенными в программу отчётами и анализом, выявите «узкие места», постепенно дорабатывайте модель.

После формирования организационной структуры и построения процессной модели, Вы, можете при желании систематизировать документы предприятия, добавив их во встроенную систему документации, а также управлять поставщиками и поставками. Если Ваше предприятие внедрило систему менеджмента качества ISO 9001:2008, то рекомендуем Вам воспользоваться модулем управления внутренними аудитами предприятия.

Copyright © 2007-2017 Fox Manager. Все права защищены